Тип фреона
Фреон - это хладагент, то есть вещество, которое переносит тепло из внутреннего блока сплит-системы в наружный (подробнее об этом процессе написано в разделе "Принцип работы кондиционера"). Фреоны (другое их название - хлорфторуглероды) представляет собой смесь метана и этана, в которых атомы водорода замещаются атомами фтора и хлора. Все хладагенты, используемые в бытовых приборах, являются негорючими и безвредными для людей веществами. Существует несколько типов фреона, отличающихся химическими формулами и физическими свойствами. В кондиционерах и холодильниках чаще всего используются фреоны R-12, R-22, R-134a, R-407C , R-410A и некоторые другие.
Раньше практически все бытовые кондиционеры, поставлявшиеся с Россию, работали на фреоне R-22, который отличался низкой ценой и был прост в использовании. Однако в 2000 - 2003 годах в большинстве европейских стран вступило в силу законодательство, ограничивающее применение фреона R-22. Вызвано это было тем, что многие фреоны, в том числе и R-22 разрушают озоновый слой. Для измерения «вредности» фреонов была введена шкала, в которой за единицу был принят озоноразрушающий потенциал фреона R-13, на котором работает большинство старых холодильников. Потенциал фреона R-22 равен 0.05, а новых озонобезопасных фреонов R-407C и R-410A - нулю. Поэтому к настоящему времени большинство производителей, ориентированных на европейский рынок были вынуждены перейти на выпуск кондиционеров, использующих озонобезопасные фреоны R-407C и R-410A.
Для потребителей такой переход означал повышение как стоимости оборудования, так и расценок на монтажные и сервисные работы. Вызвано это было тем, что новые фреоны по своим свойствам отличаются от привычного R-22:
- Новые фреоны имеют более высокое давление конденсации- до 26 атмосфер против 16 атмосфер у фреона R-22, то есть все элементы холодильного контура кондиционера должны быть более прочными, а значит и более дорогими.
- Озонобезопасные фреоны являются неоднородными, тоесть они состоят из смеси нескольких простых фреонов. Например, R-407C состоит изтрех компонентов- R-32, R-134a иR-125. Это приводит к тому, что даже при незначительной утечке изфреона сначала испаряются более легкие компоненты, изменяя его состав и физические свойства. После этого приходится сливать весь ставший не кондиционным фреон и заново заправлять кондиционер. В этом отношении фреон R-410A является более предпочтительным, поскольку он является условно изотропным, то есть все его компоненты испаряются примерно содинаковой скоростью и при незначительной утечке кондиционер можно просто дозаправить.
- Компрессорное масло, которое циркулирует в холодильном контуре вместе сфреоном, должно быть неминеральным, как вслучае сфреоном R-22, аполиэфирным. Такое масло обладает одним существенным недостатком- высокой гигроскопичностью, тоесть оно быстро впитывает влагу из атмосферного воздуха. А вода, попавшая вхолодильный контур приводит ккоррозии его элементов и изменению свойств фреона, поэтому работать с таким маслом сложнее.
- И самое главное - стоимость новых фреонов за 1кг в 6-7 раз дороже фреона R-22.
В настоящее время можно купить кондиционеры, использующие как новые, озонобезопасные фреоны, так и «классический» R-22. Однако во всех новых моделях известных брендов используются озонобезопасные фреоны.